Социально-психологическая служба

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №35"

Проголосуй за наш сайт

 

Социально-психологическая служба

 

Альбина Ягфаровна Кирсанова, педагог-психолог (образование высшее)

Оксана Николаевна Сирбаева, логопед (образование высшее)  

 

  


 

Советы родителям, имеющим ребёнка с особыми потребностями

 

«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

 

  1.  Примите ситуацию.

 

   2. Признавайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Пытаясь обучить ребенка чему — то новому, запаситесь терпением и не ждите быстрого результата. Научитесь радоваться даже небольшим его успехам.

 

    3.Никогда не жалейте ребенка только лишь из — за того, что он особенный. Учитесь отказывать ребенку, если считаете его требования чрезмерными. Умейте говорить твердое «НЕТ».

 

   4. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но всегда помните, что есть и другие члены семьи, которые тоже нуждаются в вас.

 

    5.Чаще разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете, при этом убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите. Помните, что ни телевизор, ни телефон ни заменят вас.

 

    6.Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Придумайте и поручите ему простые и посильной для него домашние обязанности. Решайте домашние дела вместе с ним. Постарайтесь научить ребенка заботиться о других.

 

    7.Развивайте умения и навыки по самообслуживанию. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Научите ребенка справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

 

    8.Прислушивайтесь к советам педагогов, психологов и врачей. Каждый ребенок с ОВЗ требует индивидуального подхода, а также специальных знаний и умений.

 

    9.Создавайте условия для общения ребенка. Не ограждайте его от окружающего его мира. Организовывайте встречи и общения ребенка со сверстниками, с близкими людьми, с друзьями. Приглашайте их в гости.

   

Помните, что будущее вашего ребенка в основном зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делаете все возможное, чтобы он привык находиться среди людей, умел наладить коммуникации, мог попросить о помощи. Помните, что ребенок повзрослеет. Готовьте его к будущей жизни.

 

 

 


 

Психолог советует 

 

Психологическое сопровождение.

 Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательной организации осуществляет свою деятельность со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися с ОВЗ, нормативно развивающимися детьми, педагогами, специалистами сопровождения, родителями как детей с ОВЗ, так и родителями других обучающихся в ОО.

Цель психологического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1.      предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

2.      помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: помощь в преодолении учебных трудностей, проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

3.      психологическое обеспечение образовательных программ;

4.      развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Задачи психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования в отношении обучающихся с ОВЗ:

1.    Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития

2.    Создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении

3.    Оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности

4.    Обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения

5.    Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося

 

Планируемые результаты:

1.    Повышение уровня познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, освоение программного материала.

2.    Формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;

3.    Обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.

Ключевыми направлениями работы педагога – психолога с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная и поддерживающая работа с педагогами, школьниками и родителями, в том числе и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим  особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:

- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;

- определить оптимальный педагогический маршрут;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с заключением ГПМПК);

- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

- консультировать родителей ребенка.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, углубленное, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы. Составляется  индивидуальная карта ребенка (приложение 1).

Диагностика проводится в три этапа:

Результатом первого этапа будет представление педагога-психолога об особенностях развития ребенка.

Чтобы конкретизировать и уточнить представление проводится второй этап (уточняющий), который опирается на следующие методы: беседа, анализ продуктивной деятельности, тесты, опросы, анкетирование родителей (приложение 2)

Третий этап (окончательный) заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного или уточняющего диагнозов, но и в сравнении и сопоставлении.

Мониторинг детского развития включает в себя:

- оценка психического развития ребенка;

- состояние его здоровья;

-развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Мониторинг проводится два раза в году: в начале и по окончании работы по программе (приложение 3).

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с образовательными потребностями.

Цель коррекционно-развивающей работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с особыми образовательными потребностями для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с обучающимися с ОВЗ,  испытывающими трудности в школьной адаптации, усвоении учебного материала), осуществляется через реализацию психокоррекционных программы:

1. «Школьный старт», ориентирована на развитие познавательных возможностей детей с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей, формирование положительной учебной мотивации, эффективной социально-психологической адаптации к новым условиям жизни (программа составлена на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов Локаловой Н.П.  «120 уроков психологического развития младших школьников»).

2. «Дорогами школьной жизни», на развитие коммуникативных умений, позитивного взаимодействия.

3. «Азбука настроений», ориентирована на развитие и становление личностной сферы обучающихся и эмоционально-волевых особенностей (предлагаемая программа составлена на основе программы Хухлаевой О.В., «Тропинка к своему я»)

Каждая из программ состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. Уроки проводятся преимущественно в игровой форме, благодаря чему они имеют разгрузочную функцию по сравнению с обычными уроками и дополнительно мотивируют обучающихся, делая обучение в школе более привлекательным.

Главное в инклюзивном образовании ребенка с особыми образовательными потребностями – это получение им образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ.

  


 

Памятка для родителей.


Чтобы обучать и воспитывать ребенка, а воспитание дошкольника - это суть обучения его в домашней школе жизни, мало представлять себе, чему бы хотите его научить. Необходимо вникнуть в душевный мир ребенка, понять его способ мышления, его взгляд на вещи. Этот процесс сложен и индивидуален. Здесь трудно дать какие-либо рекомендации. Нужно постараться добиться, чтобы уход за ребенком и его воспитание не напоминало бесцельную суету.

Чтобы уберечь вас от некоторых, к сожалению, очень распространенных ошибок, мы хотим предложить вам несколько советов. Прочтя их, подумайте, какие для вас и вашей семьи наиболее актуальны. Попробуйте выполнять хотя бы их. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком. Итак, некоторые практические рекомендации.

1. Будите своего ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.

2. Не торопите. Умение расчитывать время - ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок»и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» . Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте - это не займет много времени.

6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.

8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки». Лучше, если они будут подвижными.

10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому. Но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы.

11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь,то..», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

12. Найдите в течение дня хоты бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудами.

13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников; 3-4 недели для учащихся 2-4 классов; конец второй четверти; первая неделя после зимних каникул; середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

15. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки и нотаций.


     В рамках информационно – методического марафона «Неделя психологии в образовании»  по теме: «Познавательная мотивация ребенка как инструмент повышения качества образования» в МБОУ СОШ №35 проведены интерактивные занятия: «Через эмоции к познанию» (7кл), «Управляй своим настроением»(8кл). Задача мероприятий – психологическое просвещение, а также развитие любознательности, познавательного интереса, воспитание адекватного отношения к собственным переживаниям у обучающихся.

         Для обучающихся  9, 10 классов проведены занятия с элементами тренинга «Хочу быть  успешным» с целью формирования активной жизненной позиции, повышения самооценки, уверенности в собственных силах.

    Шестиклассники приняли  участие в психологическом квесте. Квест – командная игра, в которой  обучающиеся показывали  не только  свою эрудицию, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.

    В 5-х классах прошла интеллектуальная игра «Брейн-ринг» с целью  развития  логического и творческого мышления, скорости реакции, познавательной активности школьников.

    Младшие школьники  2-х классов приняли участие в  психологической  игре «Путешествие в городке эмоций». Цель данного мероприятия: развитие эмоционального интеллекта. Во время путешествия дети побывали на море радости,

 познакомились с жителями «Городка Эмоций», освоили  «Эмоциональное лото» , приняли участие  в интерактивной игре «Радуга эмоций».

     Мы сделали решительные шаги на пути повышения эмоциональной грамотности!

 


 

Справка по итогам проведения "Марафона профессий" «Через профессии к успеху»  (с 03 по 21 апреля 2023 года)


Цель: формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению и расширение представлений о профессиях.
  В рамках  " Марафона профессий" были проведены следующие мероприятия:
1.  Для обучающихся  9-х классов, родителей (законных представителей)  прошло родительское собрание "Выбираем профессию".  
2.  Обучающиеся 5-6-х классов участвовали в викторине «Удивительный мир профессий", также были организованы познавательные экскурсии в кабинеты биологии, химии.
3.  Обучающиеся 7-х классов  знакомились с профессиями будущего по материалам «Атласа профессий», new.atlas100.ru
4.Для  обучающихся - 4 классов ученики 7-х классов подготовили и провели интерактивный классный час "Разговор о профессии" и представили свои проекты.
5. Для учеников 8-9 классов было организовано онлайн тестирование, с целью изучения способностей и интересов обучающихся, с обсуждением результатов «Прими верное решение» 
6. На профориентационном  занятии старшеклассники определяли  "20 SOFT SKILLS для будущей карьеры"
7. ученики 1-5 классов знакомились с профессиями во время экскурсий в библиотеку, ДК "Синегорье", ПЧ-6.
Вывод:
  Профориентационная  работа занимает важное место в деятельности наше  образовательной организации, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребности обучающихся с их будущим, поэтому педагоги школы и в дальнейшем будут работать над решением профессионального самоопределения обучающихся.
 Неделя профориентации прошла успешно и принесла положительные результаты, помогла многим обучающимся найти ответы на интересующие их вопросы по профессиональному самоопределению, узнать новое о мире профессий.
 

  

       

 

Педагог-психолог                                                                          А.Я.Кирсанова

о сайте

Дата последнего обновления страницы 26.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения