Социально-психологическая служба
Альбина Ягфаровна Кирсанова, педагог-психолог (образование высшее)
Оксана Николаевна Сирбаева, логопед (образование высшее)
Советы родителям, имеющим ребёнка с особыми потребностями
«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»
1. Примите ситуацию.
2. Признавайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Пытаясь обучить ребенка чему — то новому, запаситесь терпением и не ждите быстрого результата. Научитесь радоваться даже небольшим его успехам.
3.Никогда не жалейте ребенка только лишь из — за того, что он особенный. Учитесь отказывать ребенку, если считаете его требования чрезмерными. Умейте говорить твердое «НЕТ».
4. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но всегда помните, что есть и другие члены семьи, которые тоже нуждаются в вас.
5.Чаще разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете, при этом убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите. Помните, что ни телевизор, ни телефон ни заменят вас.
6.Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Придумайте и поручите ему простые и посильной для него домашние обязанности. Решайте домашние дела вместе с ним. Постарайтесь научить ребенка заботиться о других.
7.Развивайте умения и навыки по самообслуживанию. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Научите ребенка справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
8.Прислушивайтесь к советам педагогов, психологов и врачей. Каждый ребенок с ОВЗ требует индивидуального подхода, а также специальных знаний и умений.
9.Создавайте условия для общения ребенка. Не ограждайте его от окружающего его мира. Организовывайте встречи и общения ребенка со сверстниками, с близкими людьми, с друзьями. Приглашайте их в гости.
Помните, что будущее вашего ребенка в основном зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делаете все возможное, чтобы он привык находиться среди людей, умел наладить коммуникации, мог попросить о помощи. Помните, что ребенок повзрослеет. Готовьте его к будущей жизни.
Психолог советует
Психологическое сопровождение.
Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательной организации осуществляет свою деятельность со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися с ОВЗ, нормативно развивающимися детьми, педагогами, специалистами сопровождения, родителями как детей с ОВЗ, так и родителями других обучающихся в ОО.
Цель психологического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
2. помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: помощь в преодолении учебных трудностей, проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
3. психологическое обеспечение образовательных программ;
4. развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Задачи психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования в отношении обучающихся с ОВЗ:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития
2. Создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении
3. Оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности
4. Обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения
5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося
Планируемые результаты:
1. Повышение уровня познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, освоение программного материала.
2. Формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
3. Обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Ключевыми направлениями работы педагога – психолога с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная и поддерживающая работа с педагогами, школьниками и родителями, в том числе и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с заключением ГПМПК);
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- консультировать родителей ребенка.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, углубленное, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы. Составляется индивидуальная карта ребенка (приложение 1).
Диагностика проводится в три этапа:
Результатом первого этапа будет представление педагога-психолога об особенностях развития ребенка.
Чтобы конкретизировать и уточнить представление проводится второй этап (уточняющий), который опирается на следующие методы: беседа, анализ продуктивной деятельности, тесты, опросы, анкетирование родителей (приложение 2)
Третий этап (окончательный) заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного или уточняющего диагнозов, но и в сравнении и сопоставлении.
Мониторинг детского развития включает в себя:
- оценка психического развития ребенка;
- состояние его здоровья;
-развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Мониторинг проводится два раза в году: в начале и по окончании работы по программе (приложение 3).
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с образовательными потребностями.
Цель коррекционно-развивающей работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с особыми образовательными потребностями для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с обучающимися с ОВЗ, испытывающими трудности в школьной адаптации, усвоении учебного материала), осуществляется через реализацию психокоррекционных программы:
1. «Школьный старт», ориентирована на развитие познавательных возможностей детей с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей, формирование положительной учебной мотивации, эффективной социально-психологической адаптации к новым условиям жизни (программа составлена на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников»).
2. «Дорогами школьной жизни», на развитие коммуникативных умений, позитивного взаимодействия.
3. «Азбука настроений», ориентирована на развитие и становление личностной сферы обучающихся и эмоционально-волевых особенностей (предлагаемая программа составлена на основе программы Хухлаевой О.В., «Тропинка к своему я»)
Каждая из программ состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. Уроки проводятся преимущественно в игровой форме, благодаря чему они имеют разгрузочную функцию по сравнению с обычными уроками и дополнительно мотивируют обучающихся, делая обучение в школе более привлекательным.
Главное в инклюзивном образовании ребенка с особыми образовательными потребностями – это получение им образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ.
Памятка для родителей.
В рамках информационно – методического марафона «Неделя психологии в образовании» по теме: «Познавательная мотивация ребенка как инструмент повышения качества образования» в МБОУ СОШ №35 проведены интерактивные занятия: «Через эмоции к познанию» (7кл), «Управляй своим настроением»(8кл). Задача мероприятий – психологическое просвещение, а также развитие любознательности, познавательного интереса, воспитание адекватного отношения к собственным переживаниям у обучающихся.
Для обучающихся 9, 10 классов проведены занятия с элементами тренинга «Хочу быть успешным» с целью формирования активной жизненной позиции, повышения самооценки, уверенности в собственных силах.
Шестиклассники приняли участие в психологическом квесте. Квест – командная игра, в которой обучающиеся показывали не только свою эрудицию, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.
В 5-х классах прошла интеллектуальная игра «Брейн-ринг» с целью развития логического и творческого мышления, скорости реакции, познавательной активности школьников.
Младшие школьники 2-х классов приняли участие в психологической игре «Путешествие в городке эмоций». Цель данного мероприятия: развитие эмоционального интеллекта. Во время путешествия дети побывали на море радости,
познакомились с жителями «Городка Эмоций», освоили «Эмоциональное лото» , приняли участие в интерактивной игре «Радуга эмоций».
Мы сделали решительные шаги на пути повышения эмоциональной грамотности!
Справка по итогам проведения "Марафона профессий" «Через профессии к успеху» (с 03 по 21 апреля 2023 года)
Цель: формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению и расширение представлений о профессиях.
В рамках " Марафона профессий" были проведены следующие мероприятия:
1. Для обучающихся 9-х классов, родителей (законных представителей) прошло родительское собрание "Выбираем профессию".
2. Обучающиеся 5-6-х классов участвовали в викторине «Удивительный мир профессий", также были организованы познавательные экскурсии в кабинеты биологии, химии.
3. Обучающиеся 7-х классов знакомились с профессиями будущего по материалам «Атласа профессий», new.atlas100.ru
4.Для обучающихся - 4 классов ученики 7-х классов подготовили и провели интерактивный классный час "Разговор о профессии" и представили свои проекты.
5. Для учеников 8-9 классов было организовано онлайн тестирование, с целью изучения способностей и интересов обучающихся, с обсуждением результатов «Прими верное решение»
6. На профориентационном занятии старшеклассники определяли "20 SOFT SKILLS для будущей карьеры"
7. ученики 1-5 классов знакомились с профессиями во время экскурсий в библиотеку, ДК "Синегорье", ПЧ-6.
Вывод:
Профориентационная работа занимает важное место в деятельности наше образовательной организации, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребности обучающихся с их будущим, поэтому педагоги школы и в дальнейшем будут работать над решением профессионального самоопределения обучающихся.
Неделя профориентации прошла успешно и принесла положительные результаты, помогла многим обучающимся найти ответы на интересующие их вопросы по профессиональному самоопределению, узнать новое о мире профессий.
Педагог-психолог А.Я.Кирсанова